В развитых странах процесс утилизации автомобильных охлаждающих жидкостей (ОЖ) регулируется на законодательном уровне. Причина понятна – попадание отработанных антифризов в окружающую среду нарушает природное равновесие любой экосистемы, что негативно сказывается на здоровье человека.

Попробуем разобраться в этом вопросе подробнее.

Почему важно утилизировать антифриз?

Антифризами называют жидкости, применяемые в системе охлаждения двигателей автомобилей. Они способствуют отведению излишков тепла и не замерзают при отрицательной температуре.

Охлаждающие жидкости изготавливаются на основе этилен- или пропиленгликоля, а также других спиртов. Даже свежие ОЖ ввиду их летучести не хранят в открытых контейнерах, поскольку это опасно для здоровья людей.

При эксплуатации они вбирают в себя тяжелые металлы и утрачивают потребительские свойства, становясь максимально токсичными. Именно поэтому после истечения срока годности антифризы важно правильно утилизировать.


Нельзя выливать отработку в канализацию, воду или почву – она отравляет живые организмы и наносит непоправимый вред растениям.


1 капля антифриза загрязняет 25 л воды. Такая смесь провоцирует коррозию металла и угрожает человеку тяжелым отравлением.


Антифриз

Порядок утилизации охлаждающих жидкостей

Утилизацией антифризов занимаются специальные предприятия или станции приема. Используя современные технологии, они перерабатывают ядовитые вещества без вреда для окружающей среды и даже восстанавливают ОЖ до первоначального состояния.

Переработка охлаждающих жидкостей имеет не только экологический, но и экономический эффект. Учитывая обширный парк автотранспорта, потребляющий огромные объемы технических жидкостей, для многих компаний эта деятельность превратилась в доходный бизнес.

Использованные эмульсии вначале сливают в специальные емкости с поддонами. Перед этим двигатели обязательно остужают, так как на «горячую» системы охлаждения работают при высоком давлении, что создает риск получения ожогов.

Чтобы слить антифриз, снимают крышку расширительного бачка. Под сливное отверстие на радиаторе подставляют емкость и откручивают пробку. Если пробки нет, снимают с радиатора нижний патрубок.

После того, как эмульсия полностью покидает радиатор и головки цилиндрических блоков, сливное отверстие закрывают, а в бачок заливают промывочную жидкость. Какое-то время она выполняет свои функции при работающем двигателе, а затем сливается.

На последнем этапе силовой агрегат остужают и заливают в систему охлаждения свежий антифриз.


После накопления отработанных эмульсий их вывозят на утилизацию. Процедура проводится двумя способами – посредством термического уничтожения или переработки.


Термическое уничтожение


Термическое уничтожение – очень распространенный, но не экологичный способ утилизации отработанного антифриза.

ОЖ вспенивается посредством добавления поверхностно-активных веществ (ПАВ). Пена собирается с отсек утилизирующей установки, где сжигается при температуре 1500-1600 С.

Жидкость проходит через тело барботажного устройства и превращается в газ (пар), который конденсируются в аппарате газовой очистки. Производительность данного метода утилизации составляет 5 тонн антифриза в час.


Переработка


Переработка – это альтернативная технология, при которой отработанные эмульсии утилизируются с меньшим вредом для окружающей среды.


Вначале антифризы отстаиваются, а затем с применением вакуума при разном давлении из них отделяется этиленгликоль и иные вещества. Данные компоненты отправляются на очистку. Полученные в результате составы вполне могут использоваться для промышленных и иных целей.


Антифриз


Переработка – наиболее эффективный способ утилизации ОЖ. Тем более с учетом того обстоятельства, что автопарк в России ежегодно расширяется. Вместе с ним растет и потребление антифриза, который после использования представляет опасность для экологии и здоровья человека.

Где утилизируется антифриз?

Отработанная охлаждающая жидкость утилизируется специализированными компаниями, имеющими лицензию Росприроднадзора. Это требование диктует ГОСТ 28084-89. Данный стандарт запрещает слив антифриза в канализацию или на открытый грунт. ОЖ присвоен 3-й класс опасности, так как жидкость легко воспламеняется при температуре 120 °С.

В России компаний, занимающихся сбором и утилизацией антифризов, пока немного. По договоренности с автосервисами они забирают у них отработку за плату по тарифу, а затем утилизируют ее по установленным правилам.


Использованные жидкости хранят в герметично закрытых емкостях. СТО часто используют единые канистры для отработанных масел и антифризов, хотя это категорически запрещено. По закону такие емкости не принимают на переработку.


Если большие объемы ОЖ можно без проблем сдать специализированной компании, то с малыми количествами ситуация сложнее. Далеко не каждое предприятие принимает жидкости от населения. Контакты таких организаций в конкретном городе можно найти через интернет.