Для привода большинства исполнительных механизмов необходима гидравлическая система. При этом идет увеличение мощности гидравлических систем, скорости их работы и, одновременно, уменьшение массы и размеров самих гидравлических систем. Это приводит к постоянному росту уровня требований к качеству гидравлических жидкостей, а это чаще всего специальные гидравлические масла.


В РФ действует ГОСТ 17479.3-85 «Масла гидравлические. Классификация и обозначение», в целом имеющий соответствие международному стандарту ISO 3448.


По этому стандарту обозначение гидравлических масел состоит из трех групп знаков:

  • Буквы «МГ» (масло гидравлическое)
  • Цифры, соответствующие определенному классу вязкости при +40 °С
  • Буквы, указывающие на определенный уровень эксплуатационных свойств, то есть принадлежность к определенной эксплуатационной группе

Группа А (НН по стандарту ISO) – масла для малонагруженных гидросистем с шестереночными или поршневыми насосами, работающих под давлением до 15 МПа и при максимальной температуре масла в объеме до +80 °С.

Группа Б (HL по стандарту ISO) – масла для средненагруженных гидросистем с насосами различных типов, работающих под давлением до 25 МПа и при температуре масла в объеме до +80...+90 °С.

Группа В (НМ по стандарту ISO) – масла для гидросистем, работающих под давлением выше 25 МПа и при температуре масла в объеме выше +90 °С.

В соответствии с ГОСТ, широко известное товарное масло веретенное АУ, часто применяемое в гидравлических системах, может быть обозначено МГ-22-А. Это означает, что вязкость масла при +40 °С находится в пределах 19,8-24,2 мм2/с, а его уровень эксплуатационных свойств при работе в гидравлических системах относится к низшей группе (группе А).

Однако на практике масла по-прежнему поставляются на рынок под старыми наименованиями. В гидравлических системах строительной и дорожной техники, помимо масла АУ (веретенного), чаще всего используются масло ВМГЗ (МГ-15-В) и масло МГЕ-46В (МГ46-В). Менее распространены масло «ЭШ» (МГ-32-А) – для гидросистем шагающих экскаваторов, и масло «Р» (МГ-22-В) – для гидроусилителей рулевого управления.