От правильного выбора смазочного материала для подшипника напрямую зависит срок его службы, особенно если условия работы близки к экстремальным или являются таковыми. В мире существуют специальные испытательные лаборатории, в которых исследуется срок службы определенного подшипника в сочетании с выбранной смазкой.


Можно выделить три основных требования к работе подшипника: надежность, увеличенный ресурс и низкий уровень шума.

Смазочные материалы для подшипников качения


Наиболее строгие требования выдвигаются к параметрам высокоточных подшипников, малых подшипников для видео- и аудиоаппаратуры, подшипников для бытовой техники и оборудования пищевых производств.

Для этих подшипников применяется синтетическая многофункциональная смазка Molykote G-4500, имеющая пищевой допуск.

Molykote G-4500 используется в различном оборудовании для переработки пищевых продуктов (упаковочных машинах, миксерах, конвейерах и др.) в качестве смазки для сборки и техобслуживания. Она имеет белый цвет, что позволяет применять ее в мебельном производстве, фото- и оптическом оборудовании, а также приборостроении.


Molykote G-4500 обладает следующими преимуществами:

  • Большой диапазон рабочих температур
  • Отличная совместимость с другими смазками
  • Соответствие требованиям норматива FDA (Управление по контролю пищевых продуктов и лекарств США) No 21 CFR 178.3570
  • Регистрация NSF в категории H1 по степени допустимости «случайного контакта с пищей»

Важно, чтобы смазочные материалы, применяемые в роликовых подшипниках, шариковых радиальных подшипниках, упорных шариковых подшипниках, сферических, конических, цилиндрических и игольчатых подшипниках, должны обладать стабильностью при заданных условиях эксплуатации. Стабильность работы смазочных материалов для подшипников проверяется путем длительных тестов пенетрации и теста по ASTM D 1831.


Выбор смазки – это всегда компромисс между требованиями потребителя и условиями эксплуатации смазки.

Обычно для подшипников с рабочими температурами, не превышающими +120 °С, рекомендуются литиевые смазки типа NLGI класса 2. Смазки того же типа класса 1 применяются, в основном, в игольчатых подшипниках.

Подшипники, подвергаемые воздействию температур свыше +120 °С, нуждаются в смазках, загущенных комплексными мылами или полимочевинами. Для подшипников, работающих на малых скоростях и при больших нагрузках, применяются смазки, в которых минимальная вязкость базового масла составляет 200 мм2с-1 при +40 °С.

Подшипники, работающие в условиях холодного климата, в аэрокосмической или военной области, должны выдерживать температуры до -70 °С. Для таках подшипников подбираются специальные низкотемпературные смазки.

Критерий устойчивости к минусовым температурам обычно проверяется испытанием низкотемпературного крутящего момента ASTM NF T 60-171 и давления потока DIN 51 805. В смазках такого типа используются базовые масла с достаточно низкими температурами текучести, а в состав смазочных материалах с большим ресурсом входят только синтетические базовые масла, которые позволяют увеличить интервалы смазывания.

Некоторые случаи применения требуют от смазок особых свойств, таких как водостойкость и устойчивость к смыванию водой.


Многие подшипники в процессе своей работы подвергаются воздействию влаги. Для их обслуживания применяются смазки, загущенные кальциевыми мылами.

Например, пластичная смазка Molykote G-0102 не только выдерживает большие нагрузки, но и обладает отличной водостойкостью и устойчивостью к смыванию водой. Она успешно применяется в условиях влажной окружающей среды и идеально продходит для тяжелонагруженных подшипников. Благодаря своим свойствам Molykote G-0102 эффективно используется в подшипниках водосборов и водоочищающих шлюзов, в оборудовании горнорудной и химической промышленности.


Смазка Molykote G-0102:

  • Стабильно работает в условиях высоких температур
  • Способна выдерживать очень высокие давления
  • Обладает антикоррозионными свойствами

Показатель устойчивости к холодной и горячей воде, являющийся очень важным для смазки подшипников, измеряется в соответствие с п. 1 спецификации DIN 51 807: смазка наносится кистью на полоски стекла и подвергается статичному воздействию воды. Недостатком данного метода измерения является его малая информативность. Более информативным методом является измерение устойчивости смазки к воде в соответствие с п. 2 спецификация DIN 51 807 (рис. 1).


смазка подшипника

Рис. 1. Тест смазочных материалов Molykote на водостойкость по спецификации DIN 51 807, п. 2. Период времени – 1 час, температура – +80 °С.


Подшипники скольжения делают возможным относительное движение в узлах валов и осей. Силовое воздействие может передаваться в осевом и радиальном направлениях посредством самых разнообразных видов конструкций. Обширная площадь смазываемых участков в подшипниках скольжения ослабляет вибрацию и шум. При грамотном обслуживании период их работы не ограничен.


В зависимости от конкретных условий применения для смазки подшипников скольжения используются различные материалы: масла, пластичные или твердые смазки. Смазочные материалы можно комбинировать (например, для применения в низкооборотных подшипниках качения).


В подшипниках, работающих при очень низких скоростях вращения и очень высоких температурах, использовать пластичные смазки нельзя, необходимо выбирать твердые – например, пасту Molykote G-n Plus. Наносить пасту нужно минимально тонким слоем в процессе работы подшипника.

Для повторного смазывания можно использовать дисперсию Molykote M-30. В своем составе она содержит синтетическое масло и дисульфид молибдена. При повышении температуры до +180 °С масло, входящее в состав дисперсии, испаряется, а твердое смазочное вещество остается. Максимально высокая температура, при которой возможно использование смазок Molykote G-n Plus и Molykote M-30, составляет +450 °С.


При размещении подшипника скольжения в открытом корпусе наиболее рационально использование сухого смазывающего покрытия.

Например, сухое смазывающее покрытие Molykote D-321R применяется для обработки подшипников, подвергающихся воздействию высоких температур (температурный диапазон от -180 °C до +450 °C). Состав твердеет на воздухе сразу после нанесения и препятствует оседанию абразивных частиц (пыли) на поверхности.

Антифрикционное покрытие Molykote D-321R предназначено для сочетаний металл/металл, работающих в условиях от медленных до умеренно быстрых движений и высоких нагрузок. Оно применяется в условиях высокого вакуума и экстремальных температур, способствуя уменьшению трения, сокращению срока притирки и предотвращению движения рывками.


Покрытие Modengy 1001 - 210 мл


Твердосмазочное антифрикционное покрытие MODENGY 1001 является аналогом Molykote D-321R и может его заменить в любых случаях применения.


Имея такие же рабочие свойства, покрытие Modengy 1001 стоит гораздо дешевле.

MODENGY 1001 можно приобрести в аэрозольных баллонах объемом 210 мл, в капсулах по 200 г, в банках по 600 г или ведрах по 4,5 кг.


Подшипники скольжения из пластмассы также требуют специальных смазочных материалов, хорошо сочетающихся с разными видами пластика.


Синтетическая смазочная паста Molykote E Paste предназначена для использования в тяжелых условиях эксплуатации: в течение долгого времени она защищает металл или пластик от экстремальных нагрузок сжимания. Кроме того, данный продукт подходит для деталей автомобиля (автоматических антенн, сидений, переключателей и др.), а также втулок и зубчатых передач приборов бытового назначения.


Паста Molykote E Paste:

  • Имеет низкий коэффициент трения
  • Обладает большой несущей способностью
  • Не имеет точку каплеобразования (не вытекает и не плавится)
  • Устойчива к окислению
  • Практически не улетучивается
  • Отлично работает в условиях низких температур

Силиконовая смазка Molykote PG-21 используется в подшипниках, работающих при малых и средних нагрузках в широком диапазоне температур. Данная смазка устойчива к окислению, смыванию водой, совместима со многоми пластиками и эластомерами.

Синтетическая пластичная смазка Molykote G-2001 вместо твердых смазывающих веществ содержит литий в качестве загустителя, отлично работает как при высоких, так и при низких температурах. Она успешно применяется в высокоскоростных подшипниках оборудования химической промышленности и переработки бумаги.

Защита от коррозии

Очень важной характеристикой смазки для подшипников качения является ее способность обеспечивать защиту от коррозии. Степень этой защиты измеряется посредством проведения теста Эмкора, в соответствии со спецификацией DIN 51 802 (табл. 1). «0» означает полное отсутствие коррозии, «5» – высокую степень коррозии.

Так, например, смазки Molykote Longterm 2 plus, Longterm W 2 полностью защищают от коррозии и характеризуются степень. коррозии 0. Смазки Molykote Multilub, BR 2 plus, TTF 52, BG 87, BG 88, BG 89, FB 180 имеют степень коррозии 0-1. Molykote BG-20 - степень коррозии 0-2. Molykote 33 light, 33 medium, 41, 1292, 3451 имеют показатель степени коррозии 2. 

Перечисленные смазки имеют выраженные антикоррозионные свойства.

Таким образом, чем меньше полученное в ходе теста значение, тем лучшие антикоррозионные свойства имеет смазка.

Устойчивость к растворителям и химикатам

Некоторые подшипники работают в агрессивной среде, поэтому смазка для них должна обладать устойчивостью к химикатам и растворителям. Смазки Molykote BG-87, Molykote BG-88 и Molykote BG-89 обладают устойчивостью ко всем видам растворителей. Фторсиликоновые смазок Molykote 1292 и Molykote 3451 обладают хорошей и отличной устойчивостью к большинству растворителей. Это подтверждается замерами в соответствии со спецификацией US MiL-G-27617.

Стойкость к окислению

Стойкость к окислению – еще одна важнейшая характеристика смазок для подшипников. При работе в условиях высоких температур базовое масло в основе пластичной смазки расщепляется и образует высокомолекулярные продукты окисления. В условиях увеличения температуры на 10 °С скорость окисления удваивается.

Стойкость смазки к окислению определяется в так называемой «окислительной бомбе» (спецификация DIN 51 808). «Бомбу» наполняют кислородом и помещают в нее образцы смазки. Затем температуру увеличивают и определяют значение падение давления, т.е. поглощение кислорода пластичной смазкой. Если смазка имеет тенденцию к окислению, то давление кислорода в «бомбе» резко падает (рис. 2).


смазка подшипника скольжения

Рис.2. Стойкость пластичных смазок к окислению (спецификация DIN 51 808). Время – 100 часов, температура – 99 °С. Маленькое падение давления означает высокую стойкость к окислению.


Смазочные материалы для текущего техобслуживания и ремонтных работ обычно рекомендуются компанией-производителем или поставщиком. Но зачастую в процессе эксплуатации возникают проблемы, так как на работу смазки оказывают влияние различные факторы. Кроме того, зачастую при эксплуатации механизмов требуются смазки, которые должны эффективно работать вместе, в данном случае нужно учитывать стандартизацию.

Помимо пластичных смазок для надежной работы подшипников качения существуют продукты для их прессовой посадки и демонтажа. Эти продукты должны предотвращать прерывистые движения и облегчать замену подшипников после долгого периода использования, а кроме того, защищать их от коррозионного истирания при эксплуатации. Всем этим требованиям отвечают пасты Molykote G-n Plus и Molykote G-Rapid Plus.

Демонтаж подшипников качения облегчают спреи на масляной основе Molykote Multigliss или Molykote Supergliss. Данные смазочные материалы распыляются на опоры внутреннего и внешнего колец подшипника. При необходимости эту операцию можно повторить несколько раз.


Molykote Supergliss и Multigliss используются также для обработки подшипников качения на время длительного хранения между периодами использования в целях их защиты от коррозии.


В состав пластичных смазок, предназначенных для работы при высоких нагрузках на сжатие, вводят противозадирные присадки. Рабочие характеристики в этом случае обычно измеряют в ходе испытаний на четырехшариковой машине в соответствии со спецификацией DIN 51 350. При этом обязательно учитываются совместимость смазки с материалом, из которого изготовлен подшипник, а также особые условия эксплуатации.

Достаточно сложно подобрать продукты для облегчения движений в вакуумных камерах, где обычно используются подшипники качения. В силу того, что базовое масло высасывается из смазки при эксплуатации в условиях вакуума, срок ее службы ограничен. В условиях вакуума и сильно разреженной среды успешно применяются твердые смазки.


В линейке продуктов Molykote имеются специальные компаунды, которые закачиваются в свободные полости подшипника. Примером успешного использования таких продуктов являются напылительные установки, давление в которых составляет 10-6 торр.


Под воздействием вибрации в точках контакта вращающегося элемента и дорожки качения в кольце подшипника могут образовываться задиры. Оценить устойчивость пластичных смазок к образованию задиров поможет тест Фафнира. 

Для подшипников, работающих в условиях, ведущих к образованию задиров, следует выбирать смазки, показывающие низкую степень износа во время теста Фафнира (рис. 3).


выбор смазки для подшипника

Рис. 3. Тест двух осевых шарикоподшипников на износ дорожек качения вследствие вибрации. Нагрузка – 4000 Н, частота вибрации – 670 колебаний в минуту, угол отклонения – 12°. Продолжительность теста – 24 часа.


Выбор смазочного материала для подшипника осуществляется в зависимости от разных факторов: температуры, скорости, нагрузки, вибрации, интервалов повторного смазывания, окружающей среды и многих других. Самое главное понимать, что на смазке экономить нельзя, так как в отсутствие хорошего смазывания любой подшипник прослужит недолго.