Турбины представляют собой тепло- и электрогенерирующие машины. Они нашли применение на различных электростанциях, в компрессорных установках, в транспортных средствах и т.д.

В конструкцию турбины входит подвижный и неподвижный элемент. В качестве первого выступает ротор с закрепленными по его окружности лепестками, в качестве второго – статор.

Выработка тепло- и электроэнергии машиной происходит за счет вращения лопастного ротора. Расширенный газ, полученный в результате горения топлива, воздействует на лопатки, которые в свою очередь приводят в действие ротор – так кинетическая энергия движущихся тел преобразуется в механическую работу.

Энергетические турбины в основном бывают паровыми и газовыми, т.е. рабочей средой, благодаря которой происходит генерирование энергии является пар или газ.

Развитие турбостроения в России

На российских тепловых электростанциях применяются оба типа энергетических турбин, которые всегда приобретались у зарубежных компаний. Однако в последнее время отечественные конструкторы упорно работают над проектом по запуску в ближайшее время серийного выпуска российских турбин.


Российская газовая турбина ГТД-110М


Рис. 1. Российская газовая турбина ГТД-110М


В 2019 году первая отечественная газовая турбина ГТД-110М успешно прошла основной этап испытаний и уже была введена в опытно-промышленную эксплуатацию. Ее серийное производство планируют наладить в 2021 году.


Развитие российского турбостроения обеспечит:

  • Независимость отечественной энергетической промышленности
  • Сокращение расходов – серийное производство собственных энергетических машин будет менее затратным, чем покупка, доставка и обслуживание иностранных турбин
  • Ускоренные поставки на тепловые электростанции

Российские защитные покрытия для увеличения срока службы элементов энергетических турбин

Для тяжелонагруженных узлов, функционирующих в сложных условиях экстремальных температур, эффективным решением стали антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY от отечественной компании "Моденжи".

Материал MODENGY 1001 применяется на хвостовиках лопаток турбин, клапанах стравливания давления пара, подшипниках скольжения газовых турбин, конденсатоотводчиках запорных клапанов, ходовых винтах. Его нанесение позволяет снизить трение и износ элементов, обеспечить их плавное скольжение, облегчить сборку и демонтаж, исключив возможность прикипания и задиров. За счет применения покрытия на ходовых винтах снижается усилие на привод затвора.


Хвостовики лопаток турбин до и после нанесения покрытия MODENGY


Рис. 2. Хвостовики лопаток турбин до и после нанесения покрытия MODENGY


Помимо MODENGY 1001 на клапанах стравливания давления пара для снижения и стабилизации трения деталей высокотемпературных устройств используется покрытие MODENGY 1007, а на подшипниках скольжения газовых турбин – MODENGY 1002, предотвращающее скачкообразное движение.


Детали запорного клапана с покрытием MODENGY 1001


Рис. 3. Детали запорного клапана с покрытием MODENGY 1001


Материал MODENGY 1005 позволяет защитить прессовые посадки от повреждений при запрессовке.


Шпиндели задвижек до и после нанесения покрытия MODENGY


Рис. 4. Шпиндели задвижек до и после нанесения покрытия MODENGY


Покрытие MODENGY 1014, применяемое на крепежных изделиях, за счет стабилизации коэффициента трения в резьбе обеспечивает качественную затяжку крепежа. Материал обладает разделительными и высокими антикоррозионными свойствами, предотвращает прикипание резьбы, а также ее заедание и закусывание, облегчая тем самым монтаж и демонтаж соединений.


Крепежные детали с покрытием MODENGY 1014


Рис. 5. Крепежные детали с покрытием MODENGY 1014


Антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY работают в широком температурном режиме и имеют длительный срок службы. Их смазывающие, антикоррозионные, разделительные и другие необходимые для стабильного функционирования деталей и механизмов свойства позволяют увеличить ресурс элементов.


Покрытия можно наносить на детали уже на этапе производства элементов. Защитная пленка, которую образуют материалы не изменяет конечный размер деталей, не нуждается в частом обновлении, не разрушается при перегревах и высоких нагрузках.