Датчик температуры охлаждающей жидкости осуществляет контроль температуры в двигателе внутреннего сгорания.

Нагрев мотора, который происходит из-за длительной работы, компенсируется специальной жидкостью. Полученная от датчика температура используется для регулирования дальнейшей работы элементов системы охлаждения.

Двигатели автомобилей Нива оборудуются множеством различных контроллеров и датчиков, которые позволяют обеспечить оптимальную работу агрегата при любых условиях.

Расположение датчика температуры ОЖ

В автомобиле Шевроле Нива установлены три датчика температуры, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Одним из важнейших является датчик температуры охлаждающей жидкости. Он не дает мотору перегреться, связан непосредственно с электронным блоком управления и контролирует работу вентилятора радиатора.

ДТОЖ установлен в небольшое отверстие головки блока цилиндров. Он вставляется в передний патрубок водяной рубашки.

Признаки и последствия неисправной работы ДТОЖ

Простая конструкция датчиков обеспечивает надежность их работы. Однако во время эксплуатации автомобиля ее детали постепенно изнашиваются.


Признаки неисправной работы:

  • Падение оборотов в момент движения
  • Более длительный прогрев автомобиля
  • Выход за рамки предусмотренного температурного режима;
  • Повышенный расход топлива
  • Выход дыма черного цвета из выхлопной


ДТОЖ редко выходит из строя, для поломки должны быть основания. Чаще всего это происходит из-за некачественного антифриза или моторного масла. Последствием этого становится повреждение поверхности датчика. Также причина может заключаться в производственном браке.


Игнорирование признаков, указывающих на неисправную работу датчика, может привести к возникновению серьезных неполадок.


Например, к поломке блока управления двигателя внутреннего сгорания вследствие неверного сигнала, который датчик передаёт в электронный блок управления. При жаркой погоде система управления может не включить вентилятор, что приведёт к закипанию. Кроме этого, неисправность нарушает производительность двигателя и динамику движения.


ДТОЖ на приборной панели

Диагностика датчика

Когда устройство выходит из строя, на приборной панели будут выводиться неправильные показания касательно температуры двигателя. К примеру, стрелка указателя может совсем не подниматься, иногда она останавливается на середине шкалы.


Для диагностики и замены ДТОЖ необходимо подготовить термометр, способный работать при высоких температурах, мультиметр и емкость с жидкостью, которую вы будете греть на кухонной плите.


Извлеките из гнезда сам датчик, предварительно отсоединив разъем и подставив под место расположения емкость, поскольку при снятии может выйти часть антифриза. Отключите разъем и выкрутите устройство, вместо него установите на время заглушку.

Поместите датчик в подготовленную заранее емкость с водой. Опускать в жидкость следует ту часть контроллера, которая была ввернута в головку блока цилиндров. Измерьте сопротивление и включите кухонную конфорку для нагрева воды.

При увеличении температуры будет падать сопротивление. Отследите этот параметр несколько раз при разной температуре, после чего сравните полученные данные с нормированными, указанными в таблице в сервисной книжке. Если данные сильно отличаются, то замените устройство на новое.


Датчик температуры охлаждающей жидкости Нива Шевроле

Самостоятельная замена датчика температуры ОЖ

Выход из строя ДТОЖ происходит довольно редко. Однако, столкнувшись с такой проблемой, осуществить проверку и замену датчика можно самостоятельно.


Процедуру необходимо проводить при полностью холодном двигателе и на ровной горизонтальной поверхности.


Первым этапом замены устройства выступает снятие клемм с аккумулятора, освобождая к нему доступ.

Далее для более удобного проведения процедуры рекомендуется снять воздушный фильтр. Это позволит значительно расширить пространство.

Затем нужно отжать крепление от колодок, используя отвертку, и отсоединить жгут проводов, который подходит к устройству.

После этого следует аккуратно вывернуть датчик и достать его из цилиндра. Установив новый датчик, сборка производится строго в обратном порядке.