Винтовой механизм. Ходовой винт: конструкция и принцип работы

Винтовая передача служит для превращения вращательного движения винта в поступательное перемещение гайки либо наоборот.

Она состоит из двух компонентов: гайки и винта.

Винты изготавливаются, как правило, из износостойких марок стали для увеличения срока службы.

Профиль ходового винта характеризует форму витков его резьбы. Самыми точными являются ходовые винты с прямоугольной резьбой, в то время как детали с трапецеидальным профилем служат дольше.

Гайки изготавливаются из бронзы, бронзы с чугуном либо полимера.


Винт связан с приводом вращательного движения. Гайка – с рабочим органом. Через передачу вращение привода приводит к поступательному перемещению рабочего органа.


В некоторых схемах применяется вращающаяся гайка, прочно соединенная с рабочим аппаратом, и неподвижный винт, соединенный с направляющими.


Применение передачи «винт-гайка»

Благодаря особенностям конструкции передача «винт-гайка» успешно применяется для решения таких задач как обеспечение больших сил и высокоточные перемещения.


Она используется в установках для поднятия грузов, прессах, станках, домкратах, клапанах, задвижках, тисках, механизмах подачи металлообрабатывающих аппаратов, узлах роботов и других регулировочных устройствах.


Для обеспечения точных перемещений обычно используются винты с метрической резьбой, которые называются установочными.

Грузовые винты с трапецеидальной или упорной резьбой помогают создавать большие осевые силы.

Ходовые винты, распространенные в различных станках, имеют многозаходную трапецеидальную резьбу.


Сборка передач «винт-гайка скольжения» и их обслуживание

От правильной сборки винтовой передачи зависит срок службы и точность перемещения деталей.

При сборке передачи должны быть соблюдены следующие требования:

  • Параллельность оси ходового винта и направляющих подвижного органа
  • Совпадение осей гайки и винта, радиального и осевого биения винта в опорах

Перед установкой винты проверяют на устойчивость и прочность.

Самой распространенной причиной выхода винтовой передачи из строя является износ витков резьбы вследствие высокого трения при перемещении.

Повышенной износостойкостью обладают ходовые винты с трапецеидальной резьбой, однако и они без должного обслуживания преждевременно выходят из строя.


Во многих механизмах, в которых используются винтовые передачи, исключено применение пластичных и жидких смазок из-за их липкой текстуры, притягивающей пыль, необходимости частого обновления.


В таких узлах для снижения трения бронзовые гайки заменяются на полимерные с интегрированными в их состав смазочными веществами.

Однако работа ходовых механизмов без применения смазки приводит к снижению грузоподъемности, несущей способности и срока службы деталей.

Поэтому в передачах «винт-гайка», особенно в тех, где актуально создание необслуживаемых узлов трения, используется сухая смазка – антифрикционные твердосмазочные покрытия.



Они создают на деталях тонкий сухой слой, обладающий высокими смазочными свойствами.

Благодаря этому удается использовать ходовые винты в запыленных и агрессивных средах, так как покрытия не стимулируют прилипание пыли и обладают высокой химостойкостью.

Кроме того, применение покрытий на ходовых винтах, например, Modengy 1014, обеспечивает длительную защиту от коррозии.

Ходовые винты

Сухая смазка не нуждается в обновлении на протяжении всего срока службы винтовой передачи, повышает надежность и точность работы механизмов.


Достоинства передачи «винт-гайка скольжения»

Широкая распространенность передачи с винтом и гайкой скольжения обусловлена ее достоинствами. 

Среди основных преимуществ механизма выделяют:

  • Простоту конструкции
  • Высокую несущую способность
  • Небольшие габариты
  • Высокую точность при изготовлении
  • Способность к самоторможению – из-за трения гайка не способна проворачиваться относительно зафиксированного винта
  • Плавную бесшумную работу

Недостатки конструкции, связанные с быстрым износом витков резьбы, решаются с помощью применения твердой смазки на этапе изготовления винтов.

Также минусом механизма является низкий коэффициент полезного действия по сравнению с шарико-винтовой передачей, в которой нет скольжения и высокого износа. Это связано с потерями в резьбе.

Однако в последнем виде передач отсутствует способность к самоторможению, по причине чего она не может быть использована в некоторых видах оборудования.