Опорный подшипник (ОП) предназначен для создания подвижного соединения между корпусом машины и амортизатором. Его расположение на всех автомобилях примерно одинаковое – между опорой и верхней чашкой пружины амортизатора.

С конструктивной точки зрения опорный подшипник – вариация подшипника качения. От последнего ОП отличается большей толщиной наружного кольца. Телами качения в опорном подшипнике являются ролики цилиндрической формы. Они расположены перпендикулярно и отделены друг от друга. За счет подобной конструкции узел может принимать на себя нагрузки с разных сторон.

Основная функция ОП заключается в том, чтобы обеспечить амортизаторам возможность свободно вращаться в опорах. Штоки амортизаторов проходят через центральные полости подшипников. Корпусы амортизаторов монтируются к кузову там, где находятся ОП.

В результате опорные подшипники воспринимают нагрузки двух типов – осевые и радиальные. Чтобы выдерживать их на протяжении всего срока эксплуатации, в узлы закладывается смазка.


Опорный подшипник

Виды опорных подшипников


Существует несколько разновидностей опорных подшипников:

  • Со встроенным внутренним или наружным кольцами: для их установки используют монтажные отверстия на корпусе, потому потребность в прижимных фланцах отпадает
  • Со съемным внутренним кольцом и соединенным с корпусом наружным: такие устройства обеспечивают максимально точное вращение наружного кольца
  • Со съемным наружным кольцом и несъемным внутренним: противоположная предыдущему версия, их используют при необходимости в точном вращении внутреннего элемента
  • Одиночно-разделенные подшипники: наружное кольцо в таких деталях разделено в одной точке; с их помощью достигаются высокие показатели жесткости

Признаки неисправности опорного подшипника

Менять ОП рекомендуется каждые 100 тысяч километров. Дело в том, что под воздействием нагрузок и в результате попадания в узел грязи, песка и влаги состояние подшипников постепенно ухудшается.


Первые признаки неисправности проявляются, в среднем, через 50-75 тысяч километров пробега. Об износе деталей свидетельствует, первую очередь, стуки и другие посторонние звуки при повороте руля.


Также автомобилисты обращают внимание на ухудшение рулевого управления. При движении по прямой машину начинает «вести». Причем уводит именно в ту сторону, где есть проблема с опорным подшипником.

Из-за нарушения угла развала-схождения износ опоры амортизатора увеличивается приблизительно на 15... 20 %. Дополнительно изнашиваются протекторы на покрышках, соединительные и рулевые тяги, их наконечники.

Нужно ли смазывать опорный подшипник?

Опорные подшипники стоек амортизаторов испытывают на себе суровые внешние воздействия – особенно при езде по неровным дорогам и поворотах на большой скорости.

Ситуация усугубляется тем, что конструктивно во многих подшипниках (но не во всех) защита от попадания пыли, влаги и грязи не предусмотрена. Поэтому со временем внутри деталей скапливается абразивная масса, ускоряющая их износ.

Для увеличения ресурса ОП в них изначально заложена смазка. Однако, чем сложнее условия эксплуатации автомобиля, тем быстрее она исчезает из узла.


При недостатке или отсутствии смазки стуки в области подвески могут появиться раньше, чем опорные подшипники выработают свой ресурс. В этом случае менять детали необязательно, достаточно заложить в них нужное количество смазочного материала.


Данную процедуру рекомендуется проводить также при выполнении любых ремонтных работ на амортизаторах, стойках и других элементах подвески. Это позволит увеличить срок эксплуатации опорных подшипников.


Опорный подшипник

Выбор смазки


Для опорных подшипников чаще всего используются пластичные смазки. Их задачи:

  • Повысить ресурс ОП и продлить срок его эксплуатации
  • Снизить нагрузку на узлы подвески (не только непосредственно на подшипник, но и другие элементы: рулевое управление, ось, рулевые и соединительные тяги, наконечники и т.д.)
  • Улучшить управляемость автомобилей

Каждый типов смазки обладает своими характеристиками, преимуществами и недостатками. Поэтому выбирать тот или иной материал необходимо с учетом следующих факторов:

  • Удельных нагрузок, которые действует на опорный подшипник (масса автомобиля, условия его эксплуатации и пр.)
  • Вероятности попадания в узел влаги
  • Нормальной и максимальной рабочих температур, на которые рассчитан подшипник
  • Материал, из которых изготовлены сопряженные рабочие поверхности (металл-металл, металл-пластмасса, пластмасса-пластмасса, металл-резина)
  • Характера силы трения

Недорогая смазка, которая отлично подходит для смазывания опорных подшипников – Литол 24. Кроме того, для ОП можно применять различные смазки для ШРУСов, а также литиевые составы с добавлением дисульфида молибдена.

При этом необходимо помнить, что многие смазочные материалы могут смываться водой, поэтому их целесообразно использовать в тех опорных подшипниках, которые имеют защитные колпачки. Другой вариант – использовать специальные водостойкие смазки.

Как демонтировать опорный подшипник?

Чтобы смазать опорный подшипник, его необходимо снять. Сделать это можно двумя способами: со снятием стойки амортизатора и без. Оба метода требуют поднятия автомобиля на домкрате и снятия колеса.

Снять стойку вместе с подшипником можно, открутив нижние болты ее крепления. Однако есть вариант смазать или поменять ОП без демонтажа стойки. Для этого потребуется ослабить гайку штока, подставить второй домкрат под ступицу колеса и сжать пружину амортизатора.

На пружину устанавливают стяжку, откручивают центральную гайку стойки и снимают опору – таким образом получают доступ к опорному подшипнику.