На предприятиях, деятельность которых непосредственно связана с забоем скота и дальнейшей переработкой полученного мяса, используются подвесные пути. Благодаря этим конструкциям организовывается перемещение туш и полутуш в холодильных камерах, а также внутри производственных помещений.


Различают несколько видов подвесных путей для туш. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим особенности конструкций, принцип их работы и правила обслуживания.

Виды подвесных путей для туш и особенности их обслуживания


Традиционно в состав подвесного пути входят:

  • Трубы 60х3,5 мм с отверстиями для крепежа и фрезерованными торцами (длина зависит от участка установки)
  • Соединитель труб – бобышка диаметром 52 мм, с двумя отверстиями М12
  • Кронштейны высотой 200 мм для крепления подвесного пути к несущим металлоконструкциям
  • Отводы для соединения путей со стрелками – изогнутые трубы 60х3,5 мм в левом и правом исполнении
  • Стрелки поворотные – устройства для перевода туш с одного направления на другое
  • Элеватор цепной – устройство для подъема/опускания туш, приводимое в движение мотор-редуктором

Различают 4 основных вида подвесных путей для туш: полосовые, трубчатые, бирельсовые и «итальянские» (из закрытого алюминиевого профиля).


Полосовые пути


Полосовые подвесные пути – самые дешевые. Обычно они выполнены из крашеной стали. Со временем краска стирается, из-за чего металл подвергается коррозии. Несущие конструкции у таких путей очень габаритные и тяжелые.

Основная проблема полосовых путей – «закусывание» крюков в процессе перемещения и связанный с этим риск выпадения троллеев с рельсы, что небезопасно. Именно поэтому следует внимательно следить за состоянием элементов оборудования.


Трубчатые пути


Трубчатые пути были разработаны в Германии. Они состоят из трубы диаметром около 60 мм, С-образных кронштейнов и несущей конструкции из крашеной или оцинкованной стали. Иногда трубу также изготавливают из нержавейки, но это существенно повышает стоимость путей.

Труба подвесного пути

Минусы таких изделий почти те же, что у полосовых: габаритная и тяжелая несущая конструкция оказывает высокую нагрузку на опорную поверхность, а ее монтаж требует много времени. Перекидные стрелки более трудоемки в использовании, возможно вертикальное смещение трубы из-за прикладываемого при смене положения усилия.

Со временем на трубчатых путях появляется ржавчина, поэтому периодически их покрывают антикоррозионными красками.

Скользящие крюки трубчатых и полосовых путей обрабатывают специальными пищевыми смазками. Этот пункт обслуживания транспортировочных устройств является обязательным, в противном случае перемещение затрудняется, возникает сильный шум, усиливается трение крюков об трубу, что влечет за собой попадание микрочастиц стали или покрытия на мясо.

Избежать многих проблем во время эксплуатации подвесных путей позволяет использование пищевых смазок EFELE MG‑202 и EFELE MG-292. Обе обладают допуском NSF H1, что разрешает применять их в пищевой промышленности без угрозы здоровью человека.


Пищевые смазки EFELE для подвесных путей


Многоцелевые минеральные смазки подходят для тяжелонагруженных деталей, работающих при малых и средних скоростях. Они имеют нейтральный запах, устойчивы к смыванию водой, отлично защищают металлические элементы от коррозии, задиров и износа.


Бирельсовые пути


Бирельсовые подвесные пути особенно распространены во Франции. Они комбинируются из двух направляющих рельс П-образного или прямоугольного профиля, П-образных кронштейнов и несущей конструкции. Направляющие профили изготавливаются из алюминия или нержавеющей стали.

Стоимость таких путей выше, чем трубчатых, однако и преимуществ у них больше. Троллеи, как правило, оснащены нейлоновыми роликами, за счет чего они почти бесшумны, имеют плавный ход и удлиненную конструкцию с основой из литого алюминия. Выпадение троллеев из направляющих в бирельсовых путях исключено, поэтому они считаются наиболее безопасными.


Пути из закрытого алюминиевого профиля


Такие пути особенно распространены во Италии, из-за чего их часто называют «итальянскими». Они состоят из омегаобразного алюминиевого профиля с прорезью снизу и несущей конструкции, изготовленной из анодированного алюминия. За счет такого устройства итальянские пути имеют небольшие габариты, малый вес и высокую адаптивность к помещениям любых размеров.

Коррозия на алюминиевых деталях не образуется, троллеи перемещаются легко, быстро и плавно за счет нейлоновых колес и подшипников, не требующих смазки.

Появление алюминиевых микрочастиц и их попадание на мясо исключено ввиду использования метода анодирования при производстве профилей.

В России итальянские подвесные пути чаще всего используются в распределительных центрах, мясных магазинах, супермаркетах и ресторанах. В Европе они применяются шире, в том числе на бойнях и мясных производствах – благодаря удобству, высокому уровню безопасности и соответствия нормам гигиены.

Правила безопасности при эксплуатации подвесных путей


Подвесные пути для туш


При эксплуатации подвесных путей для туш необходимо соблюдать ряд требований, обеспечивающих безопасность обслуживающего персонала.

Все элементы конструкции регулярно осматриваются и проверяются на прочность. Особое внимание уделяется исправности стрелок и предохранительных элементов на концах подвесных путей.

Стрелки, имеющие выработку, ремонтируются и тщательно зачищаются, чтобы грузонесущие органы (крюки и ролики) могли передвигаться свободно.


Пуск и последующее движение пути должны быть плавными, без толчков, рывков и заеданий.


Во время транспортировки туш по подвесным путям запрещается находиться под ними или раскачивать грузы при их застревании на стыках или стрелках.

Проходы и рабочие места, находящиеся под трассой, должны быть ограждены сеткой – это защитит персонал от травм в случае падения туш.

При обнаружении неисправностей движение путей останавливают до устранения дефектов. На тех участках, которые находятся вне зоны видимости оператора, устанавливают световую или звуковую сигнализацию. От момента подачи сигнала до запуска путей должно пройти достаточно времени (около 10 с), чтобы люди смогли покинуть опасные зоны.