Классификация тормозных жидкостей DOT

В большинстве современных велосипедных и автомобильных гидравлических тормозов применяется тормозная жидкость (ТЖ) с маркировкой DOT и цифровым обозначением, указывающим на принадлежность к определенному классу.

Исключение составляют тормозные системы фирм Shimano и Tektro, где используется минеральное масло собственной марки, а также некоторые спортивные модели мотоциклов и автомобилей.


Жидкости для тормозной системы


Само обозначение DOT является элементом аббревиатуры USDOT – сокращения от United States Department of Transportation. Эта организация – Департамент транспорта США – занимается вопросами безопасности транспортных средств. Именно она разработала комплекс минимальных требований к характеристикам тормозных жидкостей и разбила их на классы в своем стандарте FMVSS №116.

Классификация получила название по образовавшему их департаменту. Очень скоро она стали использоваться мировым сообществом для разделения ТЖ.


По стандарту DOT различаются жидкости для тормозной системы следующих групп:

  • DOT 3
  • DOT 4
  • DOT 5
  • DOT 5.1

Однако на российском рынке встречаются также тормозные жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Оба вида не классифицируются американским стандартом.


В качестве основы во всех ТЖ, кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты. Базу DOT 5 составляет силикон.


Жидкости с одинаковой основой (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1) взаимозаменяемы – по крайней мере, от одного производителя.

Иногда в качестве основы DOT 3 (а возможно, и ТЖ других классов) применяется полиалкиленгликоль. Информации по несовместимости жидкостей на основе полиэтиленгликоля и полиалкиленгликоля нет, но некоторые специалисты в области химии заявляют, что такая смесь будет работать не хуже, чем исходные компоненты по отдельности.

Также следует упомянуть, что некоторые ТЖ рассчитаны на работу в автомобилях с АБС (антиблокировочной системой). Чаще всего они имеют маркировку с добавлением «ABS» – например, DOT 5.1/ABS либо такое обозначение указано на упаковке.


Заливка тормозной жидкости

Тормозные жидкости DOT 5

DOT 5 (DOT5 SBBF – Silikon Based Brake Fluid) – это класс, в который входят тормозной жидкости на силиконовой основе. Они отличаются высокими рабочими температурами (+260 °C у только что залитой ТЖ, +180 °С у впитавшей влагу) и низкой вязкостью (900 кв мм/с).


Жидкости DOT 5 отлично подходят для спорткаров, т.к. рассчитаны на быструю, агрессивную езду с частыми и резкими торможениями «в пол».


В отличие от других классов, DOT 5 не агрессивны по отношению к лакокрасочному покрытию автомобиля и меньше всех впитывают воду (поскольку основа жидкостей – силикон). «Стареют» ТЖ DOT 5 очень медленно и допускают замену раз в 4-5 лет.

Во многих инструкциях по эксплуатации указано, что жидкости DOT5 несовместимы с системами АБС и не могут спешиваться с ТЖ других классов.

Можно ли смешивать жидкости разных классов?

Не стоит смешивать тормозные жидкости даже одного класса, если одна из них расcчитана на работу в системе с АБС, а вторая нет. К примеру, DOT 5.1 и DOT 5.1/ABS имеют немного разный состав присадок для снижения аэрации (образования пузырьков), поэтому нет гарантии, что в результате смешивания получится стабильное по химическим и физическим показателям вещество.

При смешивании жидкостей на гликолевой основе (DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1) с ТЖ DOT 5 происходит химическая реакция, в результате которой образуется вещество, агрессивное по отношению к материалу уплотнителей. Таким образом, смешивать DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1 c силиконовой жидкостью DOT 5 нельзя.


Тормозные жидкости разных классов DOT


Полная замена гликолевой ТЖ на силиконовую возможна (DOT 3, 4, 5.1 на DOT 5), но для этого требуется предварительно промыть тормозную систему, чтобы удалить все старые остатки.

Обратная замена – силиконовой жидкости на гликолевую – практически невозможна, сколько бы не промывалась система. Причина в агрессивности гликолевых ТЖ. Если элементы тормозной системы изначально рассчитаны на силиконовые составы, то гликолевые, с большей долей вероятности, будут разрушать уплотнители.

Когда производить замену тормозной жидкости?

Оптимально менять жидкости DOT мере увеличения содержания в них влаги. Однако проконтролировать этот показатель в гаражных условиях не всегда возможно.

Для измерения удобно использовать специальные портативные тестеры, которые размером не больше маркера. Для них достаточно совсем небольшого количества ТЖ. Однако стоимость таких приборов достаточно высока, поэтому в некоторых случаях целесообразнее обращаться в сервисные центры.


В любом случае менять тормозную жидкость необходимо не реже одного раза в 2-3 года.


При возникновении каких-либо проблем в работе тормозов (например, если они стали более «тугими», после опускания педали хуже разжимаются колодки, при торможении ручка стала ощутимо проваливаться и появился слишком большой свободный ход), замену ТЖ следует произвести, не дожидаясь указанного срока.

Замена тормозной жидкости

Первое, что нужно сделать при наступлении срока замены тормозной жидкости – это выяснить, какого типа она была. В большинстве случаев используются ТЖ стандарта DOT 4 – в обычных потребительских легковых и грузовых автомобилях он наиболее популярен.

Саму замену тормозной жидкости лучше производить вдвоем с помощником и начинать с задней оси.

Для начала ослабьте крепление заднего колеса справа по ходу движения и поднимите автомобиль домкратом с соответствующей стороны. Затем снимите колесо, поставьте под рычаг или мост козелок и опустите на него автомобиль, чтобы задняя подвеска приняла свое обычное положение.

Найдите штуцер прокачки и обхватите его полностью накидным ключом. Попросите помощника открыть капот и, используя большой шприц или спринцовку, удалить из тормозного бачка всю старую жидкость, а затем залить свежую. В дальнейшем следите за уровнем ТЖ в бачке и своевременно доливайте ее до верха.

Заберите у помощника шприц и подготовьте прозрачную виниловую трубочку. Один ее конец наденьте на носик шприца, а другой – на прокачной штуцер. При использовании спринцовки вначале сожмите ее, чтобы выпустить некоторое количество воздуха, а затем, так же как и шприц, наденьте на штуцер прокачки.

Помощнику следует сесть за руль, завести двигатель и открыть стекло с пассажирской стороны. Он должен давить на педаль тормоза и фиксировать ее в нажатом положении. В это время вы открываете на пол-оборота прокачной штуцер и выпускаете часть тормозной жидкости в шприц (или спринцовку), после чего сразу закручиваете штуцер обратно.


Замена тормозной жидкости своими руками


Так повторяйте до тех пор, прока не пойдет свежая тормозная жидкость. Прокачка колесной магистрали на этом закончена. Штуцер затяните потуже, сверху наденьте резиновый колпачок.

Колесо установите на место и снимите машину с домкрата. Далее приступайте к другому колесу, повторяя все операции. Процедура прокачки заканчивается передним колесом с водительской стороны.

По окончании всех манипуляций проверьте педаль тормоза – она должна иметь минимальный свободный ход в 10-15 мм и далее оставаться упругой. Кроме того, проконтролируйте уровень свежей жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, при необходимости долейте или, наоборот, удалите избыток.


Напомним, что вместе с естественным износом колодок уровень ТЖ в бачке падает, минимальной толщине тормозных накладок соответствует минимальный уровень жидкости. Этот показатель может служить ориентиром для очередной замены тормозных колодок.


При сливе старой ТЖ следите за тем, чтобы она не проливалась на асфальт и не впитывалась в землю. Отработанная тормозная жидкость относится к классу опасных отходов, поэтому должна быть тщательно собрана и специальным образом утилизирована.