Срок замены тормозной жидкости (ТЖ) составляет, в среднем, два года (30-50 тыс. км пробега). Между тем многие водители не выдерживают этот интервал, ездят «на доливе» и рискуют довести тормозную систему до отказа.


Как поменять тормозную жидкость самостоятельно? С какой периодичностью производить замену? На эти и другие вопросы ответим в статье.

Зачем менять тормозную жидкость?

Тормозная жидкость работает в очень тяжелых условиях. Даже в «городском» режиме эксплуатации она нагревается до +150 °С. При особенно высоких нагрузках (езде с прицепом, по горным дорогам, агрессивном вождении и т.п.), температура ТЖ может достичь +180 °С, а при остановке машины кратковременно возрасти до +200 °С.

Заявленные температуры кипения тормозных жидкостей – +205…+265 °С (в зависимости от конкретной марки). Однако в процессе работы они неизбежно поглощают влагу, поэтому показатели снижаются. Уже 2-3 % воды в ТЖ уменьшает температуру ее кипения на 30-50 °С.


Кипение тормозной жидкости


Это недопустимо, так как может привести к паровой блокировке тормозов: из-за резкого расширения пузырьков часть жидкости начнет выдавливаться в резервный бачок, а оставшаяся при нажатии педали не сможет создать нужного давления. В результате педаль тормоза будет «проваливаться».

Периодичность замены

Как понять, что тормозную жидкость пора менять? Проверить ее качество.

Для этого существуют специальные тестеры, которые на современном рынке представлены в большом разнообразии.

Некоторые электронные тестеры измеряют температуру кипения ТЖ. При показаниях ниже +165 °С требуется ее замена. +165... 175 °С позволяет использовать жидкость, но не старше 2-х лет.

Другие приборы фиксируют уровень влажности ТЖ. Если он более 3 %, жидкость необходимо менять. Стоят такие тестеры недешево, поэтому покупать их имеет смысл только в случае постоянного использования (например, на СТО).


Визуальный контроль качества ТЖ подразумевает оценку ее цвета и чистоты. Темно-коричневый оттенок и наличие осадка – признак непригодности жидкости.


Потемневшая тормозная жидкость


Сроки замены ТЖ зависят от:

  • Модели автомобиля (зачастую производитель указывает конкретную периодичность замены – количество лет или пробег в километрах)
  • Качества используемой жидкости (чем оно лучше, тем ресурс ТЖ выше)
  • Условий эксплуатации автомобиля (герметичности тормозной системы, стиля вождения и т.п.)

Длительный простой транспортного средства (более 2 лет) или проведенный ремонт тормозных механизмов сокращает срок службы ТЖ.

Жидкости классов DOT 3, DOT 4, DOT 5 имеют разный ресурс: от 2 лет (DOT 3) до 5 лет (DOT 5).

Какую жидкость выбрать?

Основная рекомендация при выборе тормозной жидкости заключается в том, чтобы использовать тот материал, который рекомендован производителем вашего автомобиля. Это касается любого класса ТЖ: DOT 3, DOT 4, DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER, DOT 5, DOT 5.1.

В большинстве современных машин используется жидкость DOT 4. Она имеет гликолевую основу, содержит пакет антикоррозионных и смазывающих присадок. Температуры закипания «сухой» (не содержащей влаги) ТЖ составляет +240 °С, увлажненной – +160 °С. Срок службы жидкости DOT 4 составляет около 3 лет.

Тормозные жидкости классов DOT 5 и DOT 5.1 сделаны на основе силикона. Они отличаются негигроскопичностью, то есть свойством не впитывать влагу. ТЖ этих типов нейтральны к лакокрасочным покрытиям. Жидкости DOT 5 следует менять каждые 5 лет, а DOT 5.1 – ежегодно.


Тормозные жидкости разных классов DOT


ТЖ одного класса совместимы, даже если произведены разными фирмами.

Подготовка к работе

Замена тормозной жидкости – не слишком сложная процедура, поэтому большинство автомобилистов предпочитают выполнять ее самостоятельно. Исключением могут стать лишь машины с АБС, поскольку иногда они требуют специального оборудования.


Для работы вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • Чистая ветошь
  • Ключ на 8 или 10 (желательно специальный зажимной)
  • Резиновые шланги по диаметру штуцеров
  • Шприц большого объема
  • Прозрачные емкости (например, пластиковые бутылки)
  • Новая тормозная жидкость, рекомендованная вашим автопроизводителем (около 0,6...0,9 л)

Перед началом работы необходимо открыть регулятор давления задних тормозов, заткнув подходящую по размеру отвертку или штырь между платиной и шариком.

Последовательность действий

Существует два основных метода замены тормозной жидкости – последовательный и параллельный. Суть первого заключается в последовательной замене жидкости в каждом тормозном цилиндре. Этот способ быстрее, поэтому он наиболее популярен.

Второй метод подразумевает полное опустошение магистралей и цилиндров тормозной системы с последующим их заполнением новой жидкостью. Он требует больше времени – не только на саму работу, но и на прокачку тормозов.


Последовательная замена

Последовательность действий при последовательной замене ТЖ следующая.

Загоните автомобиль на эстакаду или подъемник таким образом, чтобы получить свободный доступ к тормозным цилиндрам. Снимите все колеса.

Удалите со штуцеров цилиндров защитные резиновые колпачки и наденьте на них подходящие по размеру шланги. Второй конец шлангов поместите в пластиковые бутылки.

Открутите крышку расширительного бачка и откачайте ТЖ с помощью шприца.

Слегка отверните штуцеры и убедитесь в том, что жидкость небольшим потоком начала стекать в бутылки.


Замена тормозной жидкости своими руками


Обязательно контролируйте степень опустошения расширительного бачка, при необходимости доливайте в него новую ТЖ во избежание завоздушивания тормозной системы.


Контролируйте количество слитой жидкости – ее приблизительный объем должен составлять 200-300 мл. Как только по шлангам польется новая ТЖ (ее можно легко определить по цвету), закрутите штуцеры и наденьте на них защитные колпачки.

Момент затяжки штуцеров очень важен – он гарантирует герметичность тормозной системы.

Долейте оставшуюся жидкость в расширительный бачок до отметки MAX и закрутите крышку.


Параллельная замена

Параллельный метод замены подразумевает:

  • Отвинчивание штуцеров на тормозных цилиндрах
  • Полное опустошение магистралей тормозной системы
  • Завинчивание штуцеров
  • Постепенное заполнение системы и ее параллельная прокачка

Как уже было упомянуто выше, такой способ имеет право на существование, однако в силу высокой трудозатратности используют его редко.

Для прокачки системы требуется помощник, что также ограничивает популярность этого метода замены ТЖ.

Как избежать проблем при замене ТЖ?

Выполняя все действия аккуратно и не спеша, вы оградите себя от возможных негативных последствий. Самой распространенной «бедой» является поломка штуцеров, которая влечет за собой необходимость замены тормозного цилиндра.


Проблемы со штуцерами тормозных цилиндров


Чтобы максимально упростить процедуру выкручивания штуцеров, можно предварительно обработать их проникающей смазкой, а затем осторожно отстучать молоточком со всех сторон.


При выполнении работ следует соблюдать простые правила:

  • Использовать ТЖ, рекомендованную автопроизводителем
  • При частичной замене жидкости заливать ту, что уже имеется в системе
  • Не применять жидкость «б/у» (даже если она визуально чистая)
  • Соблюдать аккуратность и пользоваться средствами индивидуальной защиты: не допускать попадания жидкости на кожу, в полость рта и дыхательные пути
  • Держать под рукой чистую ветошь и воду для ликвидации возможного попадания жидкости на кузов автомобиля
  • Оградить ТЖ от контакта с минеральными маслами
  • Не допускать попадания жидкости на электропроводку – это разрушает изоляцию
  • Не заливать больше ТЖ, чем нужно

Хранить тормозную жидкость следует в канистре из качественного материала без доступа воздуха.