Необходимый объем масла в коробке переключения передач (КПП) любого типа – понятие сугубо индивидуальное для каждого автомобиля. Посмотреть его можно в инструкции к автотранспорту. Производитель указывает вместимость трансмиссионного узла, вид рекомендуемой рабочей жидкости, а также ее оптимальный уровень в системе.

Далее рассмотрим, где находится щуп для проверки уровня масла в коробке, и как проводится эта процедура. Но для начала разберемся, по каким признакам можно судить о недостатке жидкости в КПП.

Признаки недостаточного количества жидкости в коробке передач

Очень важно, чтобы уровень масла в коробке передач соответствовал тем стандартам, которые указывает автопроизводитель. В противном случае трансмиссия может перестать корректно работать из-за того, что жидкость в слишком малых количествах не может выполнять свои основные функции: отводить тепло от поверхностей, снижать трение контактирующих деталей, удалять шлаковые компоненты.


Заливка масла в коробку передач


Без принятия мер по устранению неполадки велик риск выхода коробки из строя. Особенно это опасно в момент движения автомобиля.

Чтобы обойтись без аварийных случаев и дорогостоящего ремонта КПП, нужно не только вовремя менять трансмиссионную жидкость, но и регулярно контролировать ее уровень. На большинстве автомобилей сделать это очень просто, так как их масляные системы оборудованы щупами.

Проверка уровня масла в разных типах КПП


МКПП


Мониторинг уровня жидкости в механической коробке передач (МКПП) осуществляется очень легко, однако для получения достоверных результатов необходимо придерживаться некоторых правил.

Первым делом установите машину на максимально ровную плоскость. Найдите щуп – чаще всего он находится с левой стороны от двигателя по ходу машины или ближе к перегородке моторного отсека. Распознать щуп можно по яркой рукоятке красного или оранжевого цвета.


Рукоятка щупа


Не спешите производить замеры сразу. Автомобиль должен немного отстояться, чтобы масло стекло со стенок системы. Лучше проверять его уровень перед поездкой или через 15 минут после ее завершения.

Выньте щуп, протрите его насухо чистой везворсовой ветошью и вставьте обратно до упора.

Затем повторно извлеките щуп и визуально оцените, до какой отметки доходит масляный след. Ориентируйтесь на стандартные зазубрины, которые являются предельными максимальными и минимальными показателями уровня жидкости.

В норме масло должно достигать или приближаться к отметке MAX. Если уровень жидкости находится на границе минимального значения (MIN) или ниже его, с помощью специального технического шприца или воронки необходимо долить масло через маслоналивной проем (такое же, что и залито в систему).


Специалисты советуют оценивать не только уровень жидкости, но и ее внешний вид. Если смазка имеет темный, близкий к черному цвет, содержит грубые частицы, то вместо доливки масло нужно полностью заменить.


АКПП


Каждая модель АКПП устроена по-своему, и местонахождение щупа может меняться в зависимости от модификации коробки.

В большинстве немецких автомобилей с автоматическими коробками вообще не имеют отверстий для щупа. На их месте в верхней части картера располагаются смотровые окошки, поэтому проверить уровень масла можно только на подъемнике или яме.

Если машина оборудована щупом для проверки жидкости в АКПП, то его цвет будет отличаться от цвета щупа для моторного масла. Обычно он имеет ярко-красную окраску рукоятки, а щуп двигателя – желтую

Оба измерителя расположены с одной стороны: если посмотреть под капот, встав против движения автомобиля, их можно увидеть по правую руку. Щуп АКПП находится ближе к лобовому стеклу.

Обратите внимание: если щуп имеет 4 насечки (две max и две min), то нижние метки используют для проверки на холодном двигателем, а верхние – на прогретом. Некоторые производители облегчают «жизнь» водителям, указывая на щупе только верхний и нижний пределы, а также температуру трансмиссионной жидкости, при которой нужно проводить замеры: COLD (+20 или +25°C) и HOT (+80 °C).


Щуп АКПП


Проверка уровня масла в коробке-автомат производится исключительно после установления селектора в положение N (нейтральная скорость) и при включенном двигателе.

В первую очередь уровень рабочей жидкости АКПП оценивается на непрогретой машине, а затем после небольшого пробега (15-20 км). В первом случае, при нормальной работе коробки, уровень должен быть выше минимальной отметки показателя COLD, а во втором – не должен превышать указатель HOT.


Вариатор


Вариатор является разновидностью автоматической трансмиссии, но имеет другой принцип работы.

Щуп для проверки уровня масла расположен, как правило, в его заливной горловине. Во многих моделях автомобилей она отмечена надписью «Transmission» или «CVT». Искать горловину следует в моторном отсеке автомобиля.

Перед тем как извлечь щуп, разблокируйте фиксатор. Этой детали может и не быть, впрочем, как и самого щупа (вместо него заглушка).

При наличии щупа метод проверки уровня жидкости в вариаторе такой же, как и в автоматической коробке. Вначале прогрейте КПП, проехав около 20 км в летний период или 30-40 в зимний, и оставьте автомобиль на ровной площадке.

Переведите селектор в режим паркинга и, не глуша двигатель, приступайте к проверке уровня масла. При замере он должен находиться между минимальным и максимальным значением риски HOT.

Как замерить уровень масла в коробках без щупа?

Некоторые автомобили вообще не оснащены щупом для проверки уровня масла в коробке передач. Вместо него имеется контрольное отверстие.


Контрольное отверстие для проверки уровня масла


Количество и качество масла в таких КПП проверяют обычно при очередном ТО на сервисной станции.


Если у вас возникли подозрения, что жидкости в коробке передач недостаточно, проверить это предположение можно и не обращаясь на СТО.


Для этого прогрейте автомобиль, чтобы поднять температуру масла примерно до +40 °С.

Затем в поддоне выкрутите пробку с контрольного отверстия. Не стоит волноваться, что масло выльется наружу. Емкость оборудована системой перелива – от дна до верхнего уровня установлена трубка для вывода излишков.

В норме жидкость должна доходить до нижнего края резьбовой части горловины, небольшое ее количество, попавшее в трубку, может даже вытечь. Если масла не видно, долейте его. По окончании процедуры закрутите пробку.