Вязкость по SAE – это один из главных показателей моторного масла, который помогает определиться в его правильном выборе. Именно поэтому важно понимать, что обозначают те или иные символы в маркировке SAE.

В этой статье разберемся, как расшифровывается 10W30, что может лежать в основе химического состава таких масел, а также какими преимуществами и недостатками они обладают.

Классификация масел по SAE

Классификация моторных масел по степени вязкости разработана Сообществом Автомобильных Инженеров SAE (Society of Automotive Engineers). Она показывает зависимость консистенции смазочных жидкостей от внешней температуры.

По SAE масла разделяются на девять летних классов (от 20 до 60) и восемь зимних (от 0W до 25W). Литера W указывает на то, что смазка пригодна для эксплуатации при отрицательных температурах зимой (от англ. winter – зима).


Классификация моторных масел по SAE


Для так называемых «зимних» масел, помимо вязкости, предусмотрены характеристики, отражающие предел текучести. Это минимальная температура, при которой они способны прокачиваться и обеспечивать беспроблемный запуск двигателя.

Всесезонные масла маркируются буквой W и двумя числами – перед и после нее. Первое число обозначает динамическую вязкость жидкости при минусовых температурах (чем оно меньше, тем масло более жидкое). Второе число указывает на кинематическую и динамическую вязкость смазки при +100 и +150 °С соответственно.

Расшифровка маркировки 10W‑30


Моторное масло 10W-30


По международным стандартам SAE моторное масло 10W-30 относится к всесезонным техническим эксплуатационным жидкостям. Оно может использоваться как в зимнее время года, так и в летние месяцы. Каждый символ маркировки имеет свое обозначение.


Цифра 10, стоящая первой, указывает на максимальный зимний предел температуры, при которой можно использовать моторную жидкость. Он равен -25 °С.

Если эксплуатировать автомобиль при более низких температурах, велик риск загущения масла. Вязкий состав вызывает проблемы с прокруткой коленчатого вала, что приводит к повышенному износу двигателя из-за постоянной работы на повышенных оборотах.

Следующая за первой цифрой буква W обозначает возможность использования масла зимой, т.е. его всесезонность.

В летний период масло SAE 10W-30 сохраняет стабильную вязкость до +30 °С. На это указывает последняя цифра в маркировке.

Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать следующий вывод: масло 10W-30 допускается использовать без ущерба для двигателя автомобиля в тех регионах, где температурный режим не выходит за границы указанных параметров.

Химический состав масел 10 W‑30

Химический состав моторной жидкости 10W-30 может быть различным. В качестве основы выступают либо натуральные нефтепродукты, либо их смесь с синтезированными веществами.

Масла на базе натуральных нефтяных фракций, подверженных тщательной технической переработке, называются минеральными. Главным недостатком таких жидкостей является недолгий срок службы. Под воздействием даже незначительного перегрева минеральные масла теряют свои свойства и начинают расходоваться на угар.

Кроме того, в минеральных моторных жидкостях содержится много фосфора и серы. Улетучиваясь через выхлопную трубу, эти элементы сильно загрязняют окружающую среду. Такие негативные факторы отражаются на ценовой политике, поэтому на рынке автопрома «минералка» стоит дешевле других масел.

Полусинтетические моторные масла 10W-30 примерно на 70 % состоят из натуральных компонентов и на 30 % из искусственных ингредиентов. «Полусинтетика» стоит на порядок выше минеральных масел и используется водителями намного чаще.


Заливка моторного масла

Преимущества и недостатки масел 10W-30

Моторные масла с маркировкой 10W-30 универсальны, т.е. могут использоваться в силовых установках, работающих на бензиновом, дизельном или газовом топлив, подходят для легковых автомобилей, микроавтобусов и небольших грузовиков.

Наиболее востребована полусинтетика 10W-30. Такие масла адаптированы для работы в современных многоклапанных силовых агрегатах, в том числе оснащенных турбонаддувом.


Полусинтетические жидкости 10W-30 идеально подходят для городского режима вождения с постоянными стартами и торможениями, длительными простоями в пробках.


Защитные составы быстро обволакивают конструктивные элементы двигателя, образуя на них прочную и термоустойчивую пленку. Заливать масла 10W-30 можно даже в те автомобили, которые эксплуатируются в режиме обкатки или находятся на гарантийном обслуживании.

Недостатком таких масел является возможность их использования максимум с средней полосе России. Для северных регионов, где зимние температуры опускаются намного ниже -30 °С, они не подойдут. «Тягучесть» масел при этом повышается, что затрудняет запуск двигателей и снижает эффективность смазывания деталей силовых агрегатов.