Одной из типичных неисправностей турбокомпрессора является выброс моторного масла в выпускной коллектор или выхлопную систему. Однако не всегда при таких «симптомах» можно однозначно судить о неисправности турбины.

Существует ряд причин, по которым даже полностью исправный турбокомпрессор выбрасывает масло в горячую и/или холодную «улитку».


Назовем признаки попадания масла в выпускной коллектор дизельного двигателя, причины и последствия этого явления.


Сизый дым из выхлопной трубы

Как определить, что в выпускной коллектор попало масло?


Для начала давайте разберемся, как выявить попадание масла в коллектор. Есть несколько признаков, по которым можно определить проблему:

  • Маслянистый сизый дым из выхлопной трубы
  • Увеличенный расход моторной жидкости
  • Наличие масла на воздушном фильтре и дроссельной заслонке

Причины проникновения масла в выпускной коллектор


Нарушение работы системы вентиляции картера двигателя


Данная система предназначена для устранения избыточного давления, возникающего вследствие прорыва газов из камеры сгорания при работе силового агрегата.

Патрубок вентиляции картера любого двигателя подключается к зоне пониженного давления (т.е. разряжения). В нетурбированных силовых агрегатах это, как правило, впускной коллектор, в двигателях с турбонаддувом – всасывающий патрубок турбокомпрессора.

Сливная магистраль подключается к масляной системе двигателя, как правило, ниже нормального уровня масла в картере. Именно поэтому, если в нем возникает избыточное давление газов, масло не может нормально сливаться по магистрали и «подпирается» в корпусе подшипников со всеми вытекающими последствиями.

Причина избыточного давления – сильная закоксованность масляного сепаратора системы вентиляции картера, забитость патрубка системы вентиляции картера, перелом или зажатие этого патрубка и т.д.


Затрудненный слив отработки по магистрали турбокомпрессора


Такое может возникать по различным причинам: из-за закоксованности, попадания посторонних предметов, остатков старой прокладки, герметика и т.п.


Недостаточный забор воздуха турбокомпрессором


Такая проблема возникает из-за забитого воздушного фильтра или частично заблокированного воздухозаборного патрубка (например, если он сильно перегнут, уменьшается его проходное сечение).


Грязный воздушный фильтр


При работе турбокомпрессора за счет динамических сил за вращающимся на огромной скорости турбинным колесом создается некоторое разрежение. Если возникает излишнее сопротивление забору воздуха, это разрежение многократно увеличивается, и масло просто «высасывается» из среднего корпуса турбокомпрессора.


Сложности с выброс отработанных газов через выхлопную систему


Излишнее сопротивление в выхлопной системе (из-за засоренности или закоксованности катализатора, неисправности или замятия банка глушителя и т.д.) вызывает увеличение давления в «горячей» улитке турбокомпрессора. Это ведет к прорыву выхлопных газов в средний корпус турбокомпрессора и увеличению давления внутри него. В результате происходит выброс масла со стороны компрессора.


Деформация ГБЦ или ее узлов


Головка блока цилиндров (ГБЦ) подвержена различным неисправностям. Некоторые детали ГБЦ неспособны вследствие повреждений или износа сходиться вплотную. Из-за их негерметичного прилегания масло попадает внутрь коллектора.

Зачастую данная неприятность сопровождается возникновением белого налета в масле, а также потерей мощности двигателя. Не заметить эти «симптомы» просто невозможно.


Перегрев двигателя


Перегрев силового агрегата опасен тем, что существует серьезный риск деформации головки блока цилиндров. В первую очередь, при таких обстоятельствах страдает именно она, поэтому эксплуатировать двигатель нужно максимально аккуратно.


Коробление плоскости ГБЦ из-за перегрева

Последствия проблемы


В выпускном коллекторе или интеркулере дизельного двигателя с пробегом свыше 100 тысяч километров почти всегда присутствует небольшое количество масла (20-50 грамм). Это вызвано более высоким давлением, возникающим при сгорании топливно-воздушной смеси.


До тех пор, пока масло находится ниже уровня ячеек охлаждения, оно не влияет на работу мотора. Когда же радиатор заполнен маслом до уровня нижних ячеек, возникает карбюрация.

Из-за попадания масла топливно-воздушная смесь не успевает сгореть за время такта сжатия. В итоге она догорает в ГБЦ и выпускном коллекторе. Последствия этого – прогар клапанов и коллектора.

Температура перегретого выпускного коллектора достигает +700 °С, что негативно влияет на двигатель. Температура блока цилиндров при этом начинает увеличиваться, система охлаждения не справляется с отводом тепла, что приводит к перегреву мотора и снижению его ресурса.