Процедура замены масла в вилке мотоцикла может вызвать трудности не только у новичков, но и у опытных водителей. Даже профессиональные механики часто тратят много времени на выполнение этой работы, поскольку сталкиваются с рядом нюансов.

Приступать к замене вилочного масла можно только после тщательной предварительной подготовки. Кроме того, необходимо правильно подобрать смазку, чтобы обеспечить подвеске необходимые параметры жесткости.

Функции вилки и вилочного масла

Передняя вилка мотоцикла состоит из двух длинных трубчатых деталей с пружинами внутри. Конструкция служит для удержания колеса и компенсирования неровностей дорожного полотна.

Первые вилки – с рессорами и фрикционами – просуществовали очень недолго. Их быстро сменили усовершенствованные телескопические устройства. Прежде всего, они привлекательны тем, что обеспечивают легкость рулевого управления – вся конструкция крепится в рулевой колонке на шариковых подшипниках, имеющих очень малое трение.

Руль при наличии телескопической вилки непосредственно воздействует на колесо, что позволяет очень точно управлять мотоциклом. Кроме того, «телескопы» достаточно просты в изготовлении.


Телескопическая вилка


Главным и наиболее очевидным недостатком телескопической вилки является так называемый эффект «клевка». При разгоне и торможении мотоцикла происходит динамическое перераспределение нагрузки, в результате чего в первом случае пружины вилки распрямляются на всю длину, а во втором – полностью сжимаются. Передняя часть мотоцикла при этом совершает сильное клевковое движение.

Второй серьезный минус телескопической вилки – ее недостаточная жесткость. Рычаг «ось колеса – рулевая колонка» очень длинный, из-за этого вилка изгибается, в результате увеличивается трение в зоне контакта подвижных и неподвижных труб. Это повышает их износ и ухудшает реакцию срабатывания подвески.


Внутри вилочных труб обязательно присутствует гидравлическое масло. Его основная функция – гашение колебаний на неровной дороге и смягчение ударных нагрузок, оказываемых на подвеску мотоцикла.


Вилочная жидкость:

  • Обеспечивает стабильность функционирования вилки в широком диапазоне температур
  • Имеет низкое пенообразование
  • Не оказывает корродирующего воздействия на вилку и металлические части амортизатора
  • Химически инертна

Выбор масла

Несмотря на наличие рекомендаций производителей мототехники выбрать масло для вилки не всегда просто. Проблема в изменении вязкостных параметров смазочной жидкости с момента ее заливки до набора рабочей температуры – они могут отличаться в несколько раз. Сведения о коэффициенте изменения вязкости при нагреве масла нередко указываются на канистре. В случае отсутствия такой информации лучше постараться получить ее через другие источники (на официальном сайте производителя или в специальной технической документации).

Поскольку характеристики масел различных брендов с одинаковым обозначением по SAE могут существенно различаться, лучше на протяжении всего времени обслуживания заливать продукт одной и той же марки.

Первую замену всегда производят на масло с той вязкостью, которая указана в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Со временем жесткость вилки будет уменьшаться, поэтому при каждой последующей замене нужно использовать более густую жидкость (на 2,5W-5W больше).

В большинстве туристических мотоциклов рекомендуется использовать масло 10W, а в спортивных и мощных городских байках – 2,5-5W.


Заливать обычное моторное масло в вилку запрещено, поскольку оно не позволит получить желаемых характеристик демпфирования. На канистре со специальным материалом имеется надпись Fork Oil либо Suspension Oil.


Вилочное масло Motul


Стоит остерегаться подделок, поскольку с некачественным маслом в вилке мотоцикл может стать неуправляемым, что приведет к серьезному ДТП.

Периодичность замены масла

Виду отсутствия значительной выработки менять масло в передней вилке мотоцикла требуется нечасто, примерно каждые 12-15 тысяч километров. Исключение составляют случаи утечки смазочной жидкости. Для сохранения хорошей управляемости двухколесным транспортным средством долить ее требуется незамедлительно.

Опытные мотоциклисты предпочитают менять вилочное масло одновременно с плановым ремонтом амортизатора и установкой новых сальников. Это позволяет оптимизировать параметры жесткости вилки, не прибегая к длительной и трудоемкой процедуре регулировки.

Масло следует поменять после зимнего простоя мотоцикла, поскольку от низкой температуры оно может частично или полностью потерять свои свойства.

Если мототехника участвует в спортивных соревнованиях, периодичность замены технической жидкости стоит уменьшить до 5 тысяч километров.


В обновлении масла вилка нуждается при появлении ощутимых признаков ее износа: глубоких «клевках» при торможении, дестабилизации мотоцикла на высокой скорости.


В такой ситуации рекомендуется выбирать смазочную жидкость повышенной вязкости – это позволит сделать подвеску жестче, а также улучшить управляемость транспортным средством.

Процедура замены вилочного масла

Перед заменой масла в вилке мотоцикла обязательно посмотрите, есть ли на ней сливная пробка и где она находится – от этого зависит принцип выполнения всей процедуры. Пробка может быть установлена внизу на торце вилки или сбоку.

При торцевом расположении сливного отверстия поднимите мотоцикл на опору, снимите переднее колесо и установите штоки строго вертикально. При боковом расположение пробки можно обойтись без снятия колеса. При этом приподнять мотоцикл все равно придется.

Подготовив масло, открутите вначале верхнюю пробку, а затем нижнюю, предварительно подставив под слив сосуд объемом не менее 0,5 литров.

В некоторых моделях мотоциклов вилка не имеет сливной пробки. В этом случае она снимается целиком и после демонтажа стопорного кольца переворачивается для слива старого масла. После этого вилка промывается специальной жидкостью или низковязким моторным маслом, а затем продувается изнутри сжатым воздухом из компрессора либо специального баллончика.


Открытая демонтированная вилка


По поводу объема заливаемого масла в интернете встречаются разные рекомендации. Чаще всего советуют заливать 500 мл жидкости. Однако это очень грубое допущение, лучше ориентироваться на такой параметр как уровень масла от верхней кромки трубы. Найти его можно в инструкции по эксплуатации транспортного средства либо в специализированной технической литературе.

Для заливки масла необязательно покупать дорогостоящий насос с мерной иглой, подойдет 10-кубовый медицинский шприц и прозрачная трубка (катетер). Отрезок катетера, равный расстоянию, найденному в инструкции плотно наденьте на носик шприца, чтобы исключить утечку масла в процессе работы.

Влейте в вилку 300-400 мл масла (в зависимости от модели мотоцикла может понадобиться и больше). Затем приложите шприц к трубе таким образом, чтобы основание его носика совпало с линией отреза. При необходимости долейте жидкость или откачайте избыточный объем, который будет мешать настройке подвески. Помните, что процедура выполняется при сжатой вилке – это дает возможность точно определить необходимый уровень масла.